В.Н.Никитин

Последнее слово

Из рассылки emission.humanism

Все комментарии - в конце.

(From: Gennady Shevelev) По просьбе нашего товарища я передаю вам текст, наговоренный им на диктофон :

Дорогие коллеги-гуманисты!

Я, Никитин Владимир Николаевич, доцент кафедры религиоведения, кандидат исторических наук, заболел и попал сначала в Александровскую больницу. Там намечалась резекция желудка и кишки, но потом выяснилось, что болезнь значительно серьёзнее, что у меня целый букет болезней и в принципе я не подлежу операции. И меня решили передать в так называемый хоспис. Это - специальное медицинское учреждение для умирающих, где пытаются снять последнюю боль и сделать так, чтобы человек ушел из жизни без боли.

Но хоспис, где я сейчас нахожусь, необычный. Он содержится благодаря благотворительности православной церкви Финляндии. Поэтому после того, как меня сюда привезли, я подвергся мощному моральному давлению медперсонала во главе с главврачом, склонявших меня подвергнуться обряду христианского причастия, чтобы заслужить после смерти прощение бога. Я противился этому, объясняя, что у меня другое мировоззрение, что я - последовательный учёный-материалист и атеист. Но эти доводы не действовали, и мучительная обработка продолжалась.

Положение осложнилось тем, что один из двух моих сыновей - пьяница. Никакие мои уговоры прекратить пьянство не приносили результата. Чтобы помочь сыну преодолеть болезнь алкоголизма, я устраивал его на работу в религиозную секту саентологии, деятельность которой была предметом моего изучения как ученого-религиоведа. Там он какое-то время продержался, но окончательно избавиться от пьянства не смог, и его выгнали. Сейчас его берут под свою опеку христианская церковь и невеста - кандидат психологических наук и православная верующая. И я подумал, что если подчинюсь давлению и приму причастие, то мое мировоззрение от этого не изменится, зато мой шаг, может быть, благотворно подействует на сына и поможет ему найти в себе силы бросить пьянство. Это моя последняя надежда и последнее желание.

И вот вчера, 18 июля, этот обряд состоялся (а крещен я был еще младенцем).

Но, дорогие мои друзья, на пороге смерти я клятвенно заверяю, что как был, так и остался убежденным атеистом и ни на одну секунду не склонился к вере в бога. Больше всего я боюсь, что после моей смерти станут говорить, что Никитин испугался божьей кары и стал верующим. Нет и нет, я принял причастие только ради сына. Я многим жертвовал для него при жизни и теперь сделал эту формальную уступку церкви, коли это так важно для неё и будущего моего сына.

Друзья, у меня уже совсем не осталось физических сил, но мозг еще работает. И, продолжая мыслить, я всё больше прихожу к убеждению, что у людей не было и нет лучшего мировоззрения, чем гуманизм, уважение к человеку как таковому, защита его права на жизнь и свободу. Поэтому ни атеисты не должны осуждать простых верующих, ни верующие - атеистов.

И те, и другие должны совместно противостоять как религиозному, так и атеистическому фанатизму и поддерживать добрые отношения между собой для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни на нашей с вами Земле.

Всё, прощайте, люди добрые. Я любил вас.

Санкт-Петербург, 19 июля 2001 г.

Никакая смерть, даже самая мучительная, не освобождает от ответственности за свои поступки.

Честно скажу - после прочтения этой краткой заметки первым желанием было пойти и тщательно вымыться. "Крестинизм" - это мелочь по сравнению с написанным. Блин, хочется рвать и блевать...

Пока не забыл: В.Н.Никитин написал некие "Тезисы...", которые лежат в этом же разделе. Рекомендую ознакомиться.

Итак, что мы видим? "Убежденный атеист, ни на секунду не склоняющийся к вере в бога", принимает причастие из-за своих гуманистических убеждений. Отдает по этой же причине сына в руки православия  - дескать, пусть верующий, зато (может быть, с вероятностью, близкой к нулю) станет непьющим! А вдруг? Перед этим он его отдавал сайентологам с той же мотивацией... Ab uno disce omnes.

ТА-А-А-ЗИК!!!!!!! Угрррр-гульп...              Полегчало...

Дамы и господа, я хотел логично и последовательно изложить все оттенки вышеописанного поступка, но  мне это просто противно. Как разумному существу.

Рассматривайте вышеописанный случай как обычный результат приверженности гуманизму - все за ради человека, независимо от того, чего он заслуживает (напоминаю - делалось все ради хронического алкоголика; причем, если кто-то докажет, что описанное действо действительно поможет больному алкоголизмом - то может вывалить на меня самосвал камней) + готовность вильнуть жопой в любую сторону и подставить ее под что угодно по этой же причине... Предательство себя, фактически - проеб всех своих жизненных убеждений; и сразу - оправдания: вы не подумайте ничего, я не педераст, я всего лишь добровольно согласился, чтобы меня отымели! Гуманист - как показано - может быть, и не предаст из-за страха, из корысти и т.п.; но ради благополучия ближнего своего предаст и самого себя, и дело своей жизни, и еще других попросит...

ТА-А-А-ЗИК!!!!!!!

В общем, дамы и господа, ежели еще кто будет заявлять, что гуманист и атеист - братья навек, я его буду тыкать мордой в эти последние слова; а ежели и после этого кто-то вякнет, что мне можно было бы хотя бы назвать себя гуманистом ради благих целей - то буду пиздить ногами. Dixi.

Caesarem decet stantem mori, в конце концов...

Commented by Warrax,
21 July XXXVI A.S.      


Andrei Semenov

Памяти В.Н.Никитина

Владимир Николаевич Никитин скончался в ночь на 23 июля.

Вспомним, как совсем недавно на телеконференции произошел скоротечный, но жаркий спор по поводу его статьи о роли религии. Предложенный им терпимый и взвешенный - подлинно гуманистический - подход встретил неоднозначную оценку, были и едкие нападки. И вот этот человек показал всем нам, как может встретить свои последние дни гуманист и атеист. Показал яснее ясного, где - настоящее, а где - пыль и пустые словеса. О чем думает человек на пороге смерти? О возможности личного "спасения"? Нет. Вот что занимает его мысли (а жить оставалось три дня).

"Друзья, у меня уже совсем не осталось физических сил, но мозг еще работает. И, продолжая мыслить, я всё больше прихожу к убеждению, что у людей не было и нет лучшего мировоззрения, чем гуманизм, уважение к человеку как таковому, защита его права на жизнь и свободу. Поэтому ни атеисты не должны осуждать простых верующих, ни верующие - атеистов. И те, и другие должны совместно противостоять как религиозному, так и атеистическому фанатизму иподдерживать добрые отношения между собой для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни на нашей с вами Земле".

Прислушаемся к себе: неужели ничто внутри нас не откликнется на эти слова? Не здесь ли зерно истины в недавно возникшем споре о соотношении атеизма и гуманизма?

Может ли верующий пожертвовать принципами веры ради родного человека? Едва ли. Скорее наоборот, ради веры отречется от родных (ученик христов должен "возненавидеть" отца и мать, жену и детей, братьев и сестер. "Отец будет против сына, и сын против отца"). А здесь - атеист принимает причастие, надеясь хотя бы так повлиять на сына. Рискуя навлечь на себя посмертные упреки. Не нам судить о практической пользе этого шага. Здесь важен мотив. Мне кажется, так поступить мог только настоящий гуманист. И это понятнее и убедительнее всяких "Манифестов".


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail warrax@warrax.net